?

Log in

opk_letter
Сбор подписей под письмом против введения ОПК в школах и теологии в университетах и ВАК 
25th-Feb-2009 07:02 pm
Глубокоуважаемые коллеги,

поскольку полемика о введении преподавания "Основ православной культуры" в школах продолжается и усугубляется, и, в частности, появилось новое письмо, подписанное 227 (на самом деле, 225) "докторами и кандидатами наук", мы считаем необходимым продемонстрировать, что эта точка зрение не разделяется большинством научных сотрудников.

Хотя текст этого Открытого письма в значительной мере повторяет некоторые уже высказанные положения, в данном случае нам кажется существенным, что оно написано и подписано учеными.



Открытое письмо научных сотрудников против введения ОПК в школах и теологии в университетах и ВАК


Глубокоуважаемый господин Президент!

В последние месяцы общественная полемика относительно возможности преподавания в школе курса “Основы православной культуры” (ОПК) стала особенно острой. С одной стороны, против введения такого курса в школе выступил ряд крупнейших российских ученых, в частности, десять академиков, среди которых – два нобелевских лауреата. С другой стороны, иерархи Русской православной церкви активизировали свои попытки убедить правительство в необходимости скорейшего введения в школах курса ОПК. Так, в январе на Рождественских чтениях в Кремле митрополит Калужский и Боровский Климент сказал: «Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нравственную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс». Министерство образования и науки, до недавнего времени сдержанно относившееся к идее преподавания ОПК, пошло на уступки и одобрило разработанную РПЦ концепцию создания учебного плана “Духовно-нравственная культура”. Однако кампания в поддержку ОПК не прекращается, и 14 февраля было опубликовано обращение 227 кандидатов и докторов наук к Президенту России. Помимо высказываний в пользу введения ОПК, в этом обращении также предлагается ввести в государственной системе аттестации научных работников ученые степени кандидата и доктора теологии с разрешением ВАК создания диссертационных советов для защиты диссертаций на соискание указанных ученых степеней и последующей выдачей дипломов государственного образца.

Значительное число подписавших это письмо кандидатов и докторов наук может создать ложное впечатление, что научная общественность поддерживает введение курса ОПК в общеобразовательных школах и приравнивание теологии к иным наукам. В связи с этим мы считаем необходимым высказать свою позицию.

1. Преподавание в государственных школах религиозных дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и «культурологическом» характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным и вводится в целях катехизации школьников. Об этом свидетельствует как его содержание (о котором мы можем судить, например, по циклу учебных пособий А.В. Бородиной), так и официальные документы РПЦ. В частности, в письме Патриарха Алексия II N 5925 от 9 декабря 1999 г. сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием основ православного вероучения, назвать курс "Основы православной культуры"».

2. Преподавание в государственной школе основ вероучения той конфессии, которая традиционно преобладает в данном регионе, неизбежно приведёт к понижению социального статуса учащихся, имеющих иное вероисповедание или мировоззрение. Уже сейчас есть примеры того, как на детей из семей представителей религиозных меньшинств или атеистов оказывается недопустимое давление со стороны учителей и сверстников. Повсеместное введение в школьную программу ОПК или подобных дисциплин, связанных с другими религиями, неизбежно приведет к усилению межконфессиональной разобщённости, создавая питательную среду для экстремизма.

3. Существующие негосударственные религиозные учебные заведения (воскресные школы, духовные академии, медресе и т.д. ) обеспечивают потребность в религиозном образовании для тех, кто в этом нуждается, не вступая в противоречие с Конституцией РФ и не создавая источника напряженности в обществе. Cогласно социологическим опросам, в современном российском обществе лишь небольшая часть людей, называющих себя верующими, регулярно участвует в религиозной жизни в соответствии с установками своей конфессии. В такой ситуации обязательное преподавание религиозных дисциплин в государственных общеобразовательных школах будет способствовать не нравственному воспитанию, а, напротив, еще большему распространению лицемерия, конформизма и духовного релятивизма в обществе. Об этом же свидетельствует опыт преподавания Закона Божия в царской России.

4. Нельзя согласиться с предложениями о введении утверждаемых Высшей аттестационной комиссией (ВАК) степеней кандидата и доктора теологии и о создании факультетов теологии в государственных университетах. Если понимать теологию как светскую научную дисциплину, то в списке специальностей ВАК уже существует специальность “09.00.13 Философия и история религии, философская антропология, философия культуры”, которая позволяет получать степени кандидата и доктора философских наук за работы по религиоведению. Кроме того, исследования различных аспектов религии могут быть основанием для присуждения ученых степенией по истории, социологии, филологии, искусствоведению и другим наукам. Если же понимать под термином “теология” богословие, то есть дисциплину, в основе которого лежит вероучение определённой религиозной конфессии, то её введение в систему государственной аттестации научных кадров будет означать признание системы религиозных догматов на государственном уровне, что, опять же, противоречит Конституции РФ. Ссылки на Болонский процесс, приводимые в качестве довода за введение теологии в номенклатуру ВАК, при этом неуместны: в отличие от России, в других странах - участницах Болонского соглашения нет системы государственной аттестации, а учёные степени присуждаются конкретным университетом или иным учебным заведением.

В “письме 227” противники создания государственной системы религиозного образования обвиняются в «обскурантизме и нигилизме», расчистке «дороги для навязывания собственных религиозных или идеологических доктрин», нетерпимом отношении «к Русской Православной Церкви, православному христианству, православным верующим», их называют «воинствующими атеистами и ненавистниками России». Это не просто показывает уровень полемики – это показывает, на каком уровне и в каком стиле будет вестись преподавание ОПК в государственных школах и теологии в государственных вузах, если решение об этом будет принято в сегодняшней ситуации. Это приведет к расколу страны по конфессиональному признаку, чего нельзя допустить.

Мы призываем Вас выполнить свой долг гаранта Конституции и поддержать усилия Министерства образования и науки по сохранению светского характера государственного школьного и высшего образования в России.

С глубоким уважением

Подписи: на 15 апреля под письмом подписались 1173 докторов и кандидат наук, к которым присоединились 528 научных сотрудников без степени, аспирантов, студентов, учителей и просто граждан РФ. 15 апреля письмо с подписями было сдано в приемную Президента РФ на Ильинке, однако сбор подписей продолжается и новые списки будут периодически публиковаться.



Подписи можно оставлять здесь, в комментариях к основному сообщению. Комментарии будут скрыты, то есть, видны только авторам письма и Вам. Другой вариант - отправить письмо по адресу opk.letter@gmail.com

Просим по возможности указать в подписи полностью фамилию, имя и отчество, ученую степень, ученое звание и другие регалии, должность и место работы. В минимальном варианте: ф.и.о., степень или, если ее нет, должность, город.

Для того, чтобы Вашу подпись можно было учесть, просим сообщить также контактный адрес электронной почты или телефон.

Образцы подписей (пожалуйста, следуйте этим образцам):
Иванов Петр Сидорович, д.ф-м.н., профессор, член-корреспондент РАН, Институт изучения сложных проблем РАН, Саратов
Петров Сидор Иванович, м.н.с., Москва
Сидоров Иван Петрович, PhD, Head of laboratory, Harvard Medical School, Boston, MA, USA

Для желающих помочь в сборе подписей есть также текст письма в формате pdf и Word (rtf).

Убедительная просьба! Оставлять здесь только комментарии, связанные с подписями. Обсудить другие вопросы, касающиеся письма, можно в специальной ветке.
Comments 
25th-Feb-2008 07:33 pm (UTC)
Гельфанд Михаил Сергеевич, доктор биологических наук, профессор, зам. директора по научным вопросам, Институт проблем передачи информации им. А.А.Харкевича РАН, Москва.
27th-Feb-2008 04:28 am (UTC)
Согласен со всем вышеперечисленным
1st-Mar-2008 11:07 am (UTC)
Спасибо, но чтобы Ваш голос был учтен, необходимо сообщить Ваше имя, степень или должность, место работы или регион. Это можно сделать в ЖЖ или по электронной почте, в тексте письма написано, как. Если Вам удобно ответить в ЖЖ, то, пожалуйста, сделайте это в комментарии к основному письму, а не ответом на это сообщение.
27th-Feb-2008 06:11 am (UTC)
Anonymous
Как мне оставить свою подпись? И как мне увидеть ответ (если будет такой) на вопрос о том, как мне оставить свою подпись?
28th-Feb-2008 10:23 pm (UTC)
вы уже оставили, точнее, оставили бы, если бы действительно подписались
28th-Feb-2008 07:16 am (UTC)
+1
1st-Mar-2008 12:16 pm (UTC)
Спасибо. Для того, чтобы мы могли учесть Вашу подпись, пожалуйста, сообщите свои данные в соответствии с форматом, указанным в конце основного поста - это можно сделать здесь или по электронной почте.
28th-Feb-2008 12:50 pm (UTC)
Я против введения ОПК в школах и теологии в университетах и ВАК. Я подписываюсь.

1st-Mar-2008 12:17 pm (UTC)
Спасибо. Для того, чтобы мы могли учесть Вашу подпись, пожалуйста, сообщите необходимые данные в соответствии с форматом, указанным в конце основного поста. Это можно сделать здесь или по электронной почте.
28th-Feb-2008 10:50 pm (UTC) - комментарий
Уважаемые коллеги, спасибо за поддержку, на этот момент письмо подписало уже более 130 человек (хотя не все по форме, потребуется ряд уточнений). В выходные список подписавших на текущий момент будет опубликован и даны комментарии в ответ на некоторые заданные вопросы.
29th-Feb-2008 02:29 pm (UTC)
Anonymous
А подписываться должны только лица со степенью и занимающиеся наукой?
У меня давно рука зудит, но не являюсь ученым.
Пропишите на странице можно таким или нам надо свое письмо сочинять?
1st-Mar-2008 12:21 pm (UTC)
Мы опубликуем дополнительный список присоединившихся к письму.
1st-Mar-2008 04:12 pm (UTC)
КОГДА и ГДЕ будет опубликован список подписавшихся?
1st-Mar-2008 05:04 pm (UTC)
когда: официально - когда подписавшихся докторов и кандидатов, постоянно проживающих в России, станет больше 227 (кажется, скоро)

по-видимому, на полит.ру

потом будут публиковаться дополнения.

неофициальный список тут: http://www.scientific.ru/dforum/scilife/1204390028
1st-Mar-2008 10:15 pm (UTC)
Будьте добры, сообщите - подписываться имеет смысл только гражданам России?
1st-Mar-2008 11:43 pm (UTC)
Подписи граждан других государств будут приложены к письму в отдельном списке.
1st-Mar-2008 11:06 pm (UTC)
Подписываюсь. (Степени нет, так что попадаю в дополнительный список, так?)
1st-Mar-2008 11:44 pm (UTC)
Пока, к сожалению, ни в какой - Вы не указали своих данных (или письмо пришло по почте?).

Да, в дополнительный список. Уже сейчас ясно, что он тоже будет достаточно внушителен.
2nd-Mar-2008 09:47 am (UTC)
Подписываюсь! я против введения ОПК!
2nd-Mar-2008 09:59 am (UTC)
Для того, чтобы мы могли учесть Вашу подпись, пожалуйста, оставьте Ваши данные (в конце основного поста написано, как это можно сделать)
2nd-Mar-2008 09:59 am (UTC) - Я против введения ОПК
Anonymous
Полностью согласен с аторами письма
2nd-Mar-2008 10:00 am (UTC) - Re: Я против введения ОПК
Для того, чтобы мы могли учесть Вашу подпись, оставьте пожалуйста свои данные. В конце основного поста объясняется, как это можно сделать.
2nd-Mar-2008 11:05 am (UTC)
+1, что еще напишешь...
2nd-Mar-2008 12:51 pm (UTC)
чтобы мы могли учесть Вашу подпись, пожалуйста, оставьте свои данные. В конце основного поста написано, как это можно сделать.
2nd-Mar-2008 12:44 pm (UTC)
А где могут подписаться те, у кого есть российская степень и прописка в России, но кто работает за границей?
2nd-Mar-2008 12:53 pm (UTC)
здесь. Мы укажем Вашу подпись в дополнительном списке.
2nd-Mar-2008 03:25 pm (UTC)
Подпишусь под каждым словом.
Россия - светское государство. Это раз.
Не стоит смешивать веру и религию - это два. Не следует забывать, что в России четыре религии являются государственными, при этом ни одной из них не должно отдаваться предпочтения - это три. Когда религиозные догмы начинают превалировать над здравым смыслом, ничего хорошего из этого не получается (посмотрите на страны, где силен религиозный фундаментализм - вам оно нравится?). Это четыре.
2nd-Mar-2008 05:15 pm (UTC)
для того, чтобы мы могли учесть Вашу подпись, пожалуйста, оставьте свои данные. В конце основного поста написано, как это можно сделать
2nd-Mar-2008 04:15 pm (UTC)
а семье буддистов где можно подписаться?
2nd-Mar-2008 05:16 pm (UTC)
здесь. Ваши подписи будут помещены в дополнительный список.
3rd-Mar-2008 08:06 am (UTC)
+1
3rd-Mar-2008 10:24 am (UTC)
Для того, чтобы мы могли учесть Вашу подпись, оставьте, пожалуйста Ваши данные - в конце основого поста указано, как это можно сделать.
(Screened comment)
3rd-Mar-2008 10:25 am (UTC) - Re: наши подписи
Ваши комментарии видны только Вам и модераторам этого ЖЖ. Можете проверить - для этого надо зайти на страницу, не входя в журнал.
3rd-Mar-2008 11:54 am (UTC)
Так наверное надо уже новому президенту слать, а не старому =)
На оишбки письмо проверьте - там они есть, причём в разных вариантах письма (опубликованных в разных журналах) ошибки разные.

+1
3rd-Mar-2008 12:21 pm (UTC)
Как Вы могли заметить, фамилия президента не указана.

После нескольких первых комментариев мы внесли небольшие поправки; текущая версия письма - в основном посте, в одном из комментариев - предыдущщая.

Для того, чтобы мы могли учесть Вашу подпись, пожалуйста оставьте Ваши данные: в конце основного поста указано, как это можно сделать.
3rd-Mar-2008 12:05 pm (UTC) - вопрос от Ю.Н.Ефремова
Anonymous
Два вопроса: Я уже подписал, но как проверить, есть ли моя подпись?
И еще - не следует ли адресатами письма назвать президента Медведева и премьера Путина? Когда передача полномочий?

3rd-Mar-2008 12:26 pm (UTC) - Re: вопрос от Ю.Н.Ефремова
Список подписей по состоянию на 6 вечера вчера (2 марта) тут: http://www.scientific.ru/doska/opk-list.rtf

Ваша подпись там есть.

Адресаты: пока что в письме вообще нет никаких фамилий. Во-первых, неделю назад мы предвидели, что грядут изменения в персоналиях, во-вторых, мы обращаемся к президенту как к должностному, а не как к частному лицу.

Кстати это же ответ на многочисленные комментарии, предлагающие убрать или изменить обращение: текущая версия отражает стандартную вежливость по отношению к высшему должностному лицу государства, nothing personal.
3rd-Mar-2008 12:43 pm (UTC)
Еще один голос против введения ОПК/теологии.
3rd-Mar-2008 02:56 pm (UTC)
Для того, чтобы мы могли учесть Вашу подпись, пожалуйста, оставьте свои данные - в конце основного поста объясняется, как это можно сделать.
3rd-Mar-2008 04:26 pm (UTC)
подписываюсь
3rd-Mar-2008 04:34 pm (UTC)
для того, чтобы мы могли учесть Вашу подпись, пожалуйста оставьте свои данные - в конце основного поста указано, как это можно сделать.
3rd-Mar-2008 05:15 pm (UTC)
+1
3rd-Mar-2008 06:47 pm (UTC)
для того, чтобы мы могли учесть Вашу подпись, пожалуйста, оставьте свои данные. В конце основного поста сказано, как это можно сделать
3rd-Mar-2008 06:01 pm (UTC) - Why 2009? It is year 2008. Will the letter have a legal weight?
Anonymous
opk_letter (opk_letter) wrote,
@ 2009-02-25 19:02:00
3rd-Mar-2008 06:48 pm (UTC) - Re: Why 2009? It is year 2008. Will the letter have a legal weight?
Да. 2009 - это стандартный технический прием, чтобы сообщение оставалось верхней записью в журнале.
(Screened comment)
3rd-Mar-2008 06:50 pm (UTC)
Как Вы могли заметить, и как явно указано в основном посте, эта ветка предназначена только для подписей, а не для обсуждения. Обсуждение - тут: http://opk-letter.livejournal.com/678.html
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
This page was loaded Apr 29th 2017, 7:19 pm GMT.